Отмена бесплатного багажа грозит резким удорожанием авиаперелетов

Гoсдумa принялa пoпрaвки в Вoздушный кoдeкс, рaзрeшaющиe aвиaкoмпaниям лишaть пaссaжирoв с нeсдaвaeмыми билeтaми прaвa нa бeсплaтный прoвoз бaгaжa. Этo мoжeт привeсти к рeзкoму удoрoжaнию aвиaпeрeлeтoв в Рoссии, пoлaгaeт сoб.кoрр. Travel.ru.

Суть нoвoввeдeний. Сeйчaс минимaльнaя бeсплaтнaя нoрмa прoвoзa бaгaжa сoстaвляeт 10 килoгрaмм, при этoм нe утoчняeтся, прeдoстaвляeтся ли oнa в сдaвaeмoм бaгaжe или в ручнoй клaди. Кaждaя aвиaкoмпaния тoлкуeт этo пo-рaзнoму, нo суды считaют, чтo сейчас у пассажира есть выбор — везти эти 10 килограмм в салоне или сдавать в багаж.

Новый законопроект фактически отменяет право пассажира с невозвратным тарифом на эти 10 килограмм, однако при этом еще и вводит отдельное понятие ручной клади. Будущая версия Воздушного кодекса в итоге не будет содержать никаких гарантий бесплатного провоза сдаваемого багажа для пассажира с невозвратным билетом, а за гарантиями по ручной клади отправит к Федеральным авиационным правилам (ФАП).

Ситуация неопределенности. Проблема тут в том, что ФАП пока вообще не содержат самого отдельного понятия «ручная кладь» — в них она все еще является частью понятия «багаж». Весьма вероятно, что по итогам изменений в Воздушный кодекс министерство транспорта скорректирует и ФАП (иначе получится правовая коллизия), однако гарантий этого нет. Кроме того, неизвестно, какие именно изменения внесет Минтранс и какие именно гарантии по провозу ручной клади получат пассажиры с несдаваемыми билетами.

В случае, если Минтранс не успеет изменить ФАП до вступления в силу поправок в Воздушный кодекс (это 60 дней со дня опубликования, то есть теоретически может быть уже в середине или конце осени), то пассажиры с несдаваемыми билетами лишатся вообще всех гарантий бесплатного провоза с собой чего бы то ни было, за исключением оговоренного ФАП списка бесплатных предметов. Напомним, что список включает портфель, компьютерную или дамскую сумку, букет цветов, фотоаппарат, видеокамеру, компьютер, верхнюю одежду и некоторые мелкие предметы вроде зонтика или трости. Список формально не так мал, однако эти предметы пассажиру придется нести отдельно (либо в индивидуальной упаковке), а вот сложить их в сумку не получится. Кроме того, большую часть видов сумок вообще невозможно будет провезти бесплатно, включая любые рюкзаки, пакеты, малые колесные сумки и тому подобное.

В случае, если Минтранс успеет изменить ФАП, то какие-то гарантии могут и быть, однако все будет зависеть от сути этих изменений. Если, к примеру, ФАП будут гарантировать провоз лишь 5 килограммов (такая норма ручной клади когда-то была в советском праве), то это делает почти бессмысленным использование малых колесных сумок. Они сами по себе весят примерно половину такой нормы, и для полезного содержимого тогда останется всего 2-3 килограмма.

Мировой опыт. Собственно, норму в 5 килограмм не использует в мире почти никто. Как установил в недавнем исследовании сайт Aviablogger.com, проверивший нормы 30 крупных зарубежных перевозчиков (как обычных, так и всех основных бюджетных), 5 килограмм применяют только два из них. У остальных нормы начинаются от 10 килограмм (либо 7-8 килограмм плюс сумка с ноутбуком), а у некоторых доходят до бесконечности (единственное требование — чтобы пассажир мог без посторонней помощи положить тяжелую сумку на багажную полку). Кроме того, 24 из 30 проверенных перевозчиков разрешают дополнительно к основной бесплатной норме провозить сумку с ноутбуком или вторую небольшую сумку. Напомним также, что одна из основных европейских бюджетных авиакомпаний Wizzair только что заявила об отказе от взимания платы за ручную кладь.

Позиция Минтранса. В Минтрансе норму в 5 килограмм, фигурировавшую в прежней версии законопроекта, тоже считают неверной. В частности, полгода назад заместитель министра транспорта Валерий Окулов заявил Travel.ru, что раз ручной кладью занимается сам пассажир, то авиакомпании не несут никаких расходов по ее обработке и не должны взимать за нее плату или излишне ее лимитировать. Так или иначе, теперь наличие или отсутствие гарантий для пассажиров с несдаваемыми билетами (а их на регулярных линиях не менее половины) зависит исключительно от действий Минтранса.

Также представляется крайне желательным, чтобы Минтранс гарантировал в новой версии ФАП бесплатный провоз пассажирами товаров, купленных в аэропортовых магазинах после прохождения контроля безопасности. Сейчас правила отдельных авиакомпаний попросту торпедируют продажи в аэропортовых магазинах, и тем самым подрывают бизнес аэропортов и их торговых точек. Однако маловероятно, что чиновники вообще об этом вспомнят.

Не вполне ясно, почему новая версия Воздушного кодекса привязывает отсутствие бесплатного сдавамого багажа именно к несдаваемым билетам. Не исключено, что это сделано попросту за неимением лучшего критерия для определения наиболее дешевых тарифов и для блокирования распространения безбагажных вариантов на все прочие билеты. Однако у некоторых авиакомпаний несдаваемые билеты есть даже в бизнес-классе, и стало быть, теоретически (хотя и маловероятно) такие пассажиры тоже могут оказаться без багажных гарантий.

Итог. Нововведения подаются под видом «удешевления билетов», однако на практике никакого удешевления, разумеется, не произойдет. У целого ряда компаний («Сибирь» (S7 Airlines), UTair и другие) пассажиры с несдаваемыми билетами и сейчас фактически не могут бесплатно сдать багаж (но могут взять пока еще гарантированные 10 килограмм в салон). И стало быть, весь возможный эффект удешевления билетов этими перевозчиками (в общей сложности они составляют большинство крупных авиакомпаний в России) уже исчерпан при вводе ими самих безбагажных тарифов полтора года назад. Оттого, что пассажиры, допустим, смогут брать в салон меньше ручной клади — расходы перевозчиков никак не изменятся, и никакой базы для удешевления тут нет. Также стоит помнить, что несколько лет назад поправки, разрешающие продавать сами несдаваемые билеты, проталкивались под тем же соусом якобы снижения тарифов — которого в реальности, разумеется, не произошло.

А вот расходы пассажиров в случае, если Минтранс не обеспечит им достойные гарантии бесплатного провоза ручной клади — очевидно возрастут. Если новая версия ФАП будет содержать норму ручной клади менее 10 килограмм (или не будет ее содержать вовсе) — очень многим пассажирам придется платить за провоз вещей в салоне самолета, и стало быть, для них авиаперелеты станут значительно дороже. Правда, это также будет зависеть от политики конкретных авиакомпаний — возможно, что некоторые из них проявят здравый смысл и сохранят приемлемую норму ручной клади для своих пассажиров.

Напомним, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая все крупные российские авиакомпании, кроме группы «Аэрофлот», считает необходимым сохранить гарантированную бесплатную норму в 10 килограммов, но дать возможность перевозчикам определять, относится ли она к ручной клади или сдаваемому багажу (и очевидно, все участники АЭВТ выбрали бы ручную кладь). В то же время «Аэрофлот», действуя в интересах дочерней компании «Победа», которой недавно запретили применять незаконные ограничения ручной клади, резко высказался за лишение пассажиров любых гарантированных норм. В то же время на собственных рейсах «Аэрофлот» намерен сохранить бесплатную норму багажа, составляющую у него сейчас 23 килограмма.

Автор: Юрий Плохотниченко

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.