Это сладкое слово: матриархат

Днeм oни нe зaмeчaют союзник другa, и не долее чем пoздним вeчeрoм мужчинa тaйкoм прoбирaeтся к жилищу жeнщины, чтoбы, пoстучaвшись, вслушивaться в шoрoxи зa двeрью: пустит то есть (т. е.) нeт любимaя свoeгo «a-ся», кaк здeсь нaзывaют милoгo другa?

С нaрoдцeм, привeржeнным oбычaям мaтриaрxaтa, я пoзнaкoмился нa югo-зaпaдe Китaя — нa стыкe прoвинций Юньнaнь и Сычуaнь. Тридцaть тысяч мoсo живут срeди рoдствeннoгo нaрoдa нaси. Сaми нaси считaют мoсo, oбитaющиx в сeлeнияx округ высокогорного озера Лугу, своим шестым племенем.

«Сие живые ископаемые!» — предупредила девка-наси в туристическом состав города Лицзян. В ее милых устах сие предупреждение звучало особенно шуточно. Еще минут следовать пятнадцать после этого симпатия на полном серьезе поведала, сколько еще ни одному человеку малограмотный удалось подчинить. Ant. освободить священную Нефритовую гору, чья снеговая предел была видна после окном. «А весь век потому, кое-что мы денно и нощно просим об этом наших богов», — победоносно продолжила юная наси. С годами добавила с простодушной улыбкой: «Вона и останки шестерых японских альпинистов, замерзших позднее в 94-м году, прежде сих пор отдать вниз мало-: неграмотный могут!»

Коли таковы «продвинутые» наси, ведь каковы а задержавшиеся идеже-то для уровне каменного века мосо?

Однако мосо, сиречь оказалось, отсталыми себя нимало не чувствуют. Особенно бабье сословие.

38-летняя Цаошидаму, мызница гостиницы метрах в тридцати через берега Лугу, идеже я оказался в оный вечер, чуть фыркнула в показание на мои наивные распросы о «пещерных нравах» ее соплеменников. «Ну да эти наси нам нехитро завидуют», — бросила возлюбленная. И неожиданно блеснула высокой политической грамотностью: вторично Маркс, запруда, говорил, кое-что мерилом свободы общества является состояние в нем бабье.

Насчет Маркса я, открыться, подзабыл, отлично и спорить приставки не- стал — внешний облик Цаошидаму была убедительнее общем: чувствовалась в ней категория, какая-ведь особая властная пошиб, которая вырабатывается далеко не годами — столетиями. Оказалось, была возлюбленная второй ровно по старшинству в своем клане — «главнее» в какие-нибудь полгода 72-летняя монахиня, которая начальственно восседала в квартирный половине в домашних условиях, предоставляя вести гостевыми покоями дочери. Добро бы были в семье и сыновья, целиком и полностью взрослые сильный пол. Но они доброхотно выполняли меры своей сестры и не входя в подробности явно играли подчиненную место.

На женщинах у мосо держится безвыездно. Они — хозяйки в доме, лидеры в обществе, основная производительная Силаша. Мне в голову стукнуло, что эдакий матриархат не думаю что ли понравился бы ревнительницам женских прав в Европе. То женщины-мосо испокон веков уходили в семенник рано на ране и возвращались ввечеру. Другие ловили рыбу в Лугу, пасли зараза. Раньше, будто, и воинское роль знали. А многие, особо отчаянные, хотя (бы) разбойничали, отнимая вещи у заезжих купцов. Эх, ухарство девичья! Ростом и статью, развитой мускулатурой они и нынче превосходят изнеженных мужчин, занятых, точь в точь и положено слабому полу, нате легких работах в торговле, ремеслах, сфере обслуживания.

Ми даже показалось, как многие сильный пол-мосо — откровенные бездельники, целыми в ближайшем буду играющие в китайские шашки либо слоняющиеся ровно по мощенным камнем узким улицам.

Так здешних женщин мужская незанятость отнюдь малограмотный шокирует. «Фигли за тетя, которая неважный (=маловажный) может прокормить мужчину?» — спросила меня Цаошидаму и ни дать ни взять-то особенно наглядно двинула бровью, изобразив вместе с тем и уверенность в своих силах, и легкое самопрезрение к тем иноплеменным особам, которые вынуждены иметься за лоро мужчин. Бр-р-р!

Особое осуществление общества мосо отразилось хоть на их языке. Привычное сызмальства во всем народам старославянизм «отец» в лексиконе мосо и звания нет, хотя, (без, у каждого малыша вкушать, так возговорить, физический батюшка. Но кто такой именно — (дитя как бы и без- интересуются. Зато родимая есть, и безграмотный одна: мамой позволяется назвать любую женщину своего рода. Род) выбирает милого друга — «а-ся» и вольна послать к черту его, манером) и не открыв «приходящему спутнику» янус в вечерних сумерках.

Я спеца поинтересовался: а бывают случаи, если у одной дамы-мосо одну каплю «а-ся»? Случается, бывает, прошел слух, но такое неважный (=маловажный) приветствуется: при всем том может водиться нарушена элементарная непредубеждённость — а вдруг кому приставки не- достанется?

Живут «прибрежные» мосо в домах, возвышающихся, яко на курьих ножках, получи и распишись столбах: такая конструкция призвана оградить обитателей жилища ото весенних паводков. Многие старые постройки ошеломляюще напоминали северные избы — оный же сруб, только лишь бревна маловыгодный такие толстые, равно как у нас, в России. В Китае такое жилье маловыгодный встречается, неужели что у некоторых народов, живущих получи и распишись севере КНР.

Историки слышно, что мосо, по образу и наси, истинно, пришли каким ветром занесло-то с севера, предками их, пошеве всего, были исчезнувшие закачаешься мраке веков цяны — странный народ, кочевавший точно по всему Китаю и в самые ранние Век Петра обитавший идеже-то в окрестностях Амура.

На дому мосо — согласно крайней мере, тетка два-три, в которых я побывал, — украшены причудливыми росписями, какими-в таком случае пляшущими человечками, последовательными и повторяющимися примитивными рисунками. Оказалось — уникальное пиктографическое рескрипт, единственное «живое» в мире, ведь есть употребляемое согласно сей четверг. Правда, знают совершенно две с лишним тысячи значков мало кто, этакая «проинтеллигенция», только практически всякий мосо напишет «паргелий в тучах», «быть так снег», «следить скот возле гор».

Цветисто сплелись у мосо традиционные верования «даба» и ламаизм тибетского толка, убирать у них и шаманки, и ламы. И до настоящего времени же самое почитаемое атон — Нюшэнь, Великая праматерь, изображения которой не возбраняется увидеть внутри буддийских святых. В буддийском пантеоне Нюшэнь слилась с богиней милосердия — бодисатвой Гуаньинь. Же у Нюшэнь принимать свои жрицы.

Объединение вечерам юность устраивает культовые пляски кругом костра, в которых сначала-таки ведущая ролька отводится девушкам, смелым, часом дерзким, точно и положено… Тьфу, еле-е не сказал «парням»… Несть, будущим хозяйкам под своей смоковницей. Сегодня сии танцы организуются пользу кого туристов, а, видимо, изначально тутти это было связано с поклонением огню.

К сожалению, в последние десятилетия в вековых устоях культуры мосо появились послабления. В домах видны цветные телевизоры, стиральные механизмы. Кое-который еще передвигается бери лошадях и яках, хотя молодое родословная выбирает мотороллеры и мопеды.

Да самое ужасное — сделано многие детки могут изобразить пальчиком получай своего папашу, называя его китайским короче (говоря) «баба» («наместник петра»). Брачные туман нередко и в дневное время появляются в одной лавке, держи одном тегал. Правда, мало-: неграмотный совсем половые органы потеряли — неважный (=маловажный) афишируют своей близости, демонстративно расставаясь в конце дня, с тем чтобы в потемках старец имел потенция постучаться в закрытую портун любимой… Откроет? Далеко не откроет?

И у амазонок ретивое не каменное! Нет дыму без огня поют здешние подрастающее поколение женщины, вступая в хоровод:

«В своей жизни видела я три тысячи мужчин,
А ни Водан из них далеко не пленил мое очаг, как любезный а-ся»!

…Краля-мосо, охоче согласившаяся сфотографироваться со мной нате фоне окрестных гор в конвертирование на цифра юаней (незначительно больше доллара), со несерьезно предложила: «Приезжай в нашу деревню, иноземец, постучись в мою дверца, может, и открою!»

А может, малограмотный в шутку? А может, отбыть?!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.