Антитуристическая операция в Украине

Сложная политическая и экономическая ситуация в стране и галопирующая девальвация гривны в конце лета подкосили туристический рынок Украины. Отсюда и плачевные показатели сезона. В то же время в КМУ регистрирует подготовленный Минюстом проект ликвидации Госагентства по туризму (Гостуризмкурортов) – центрального исполнительного органа в сфере туризма. 10 сентября 2014 года проект данного постановления, подписанный премьером Арсением Яценюком, трансформировался в соответствующее постановление Кабмина № 442.

КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
ПОСТАНОВА (витяг)

Про оптимізацію системи центральних органів виконавчої влади

Утворити: Державну службу України з питань безпечності харчових продуктів та захисту споживачів, поклавши на Службу, що утворюється, функції щодо здійснення формування державної політики у відповідних сферах та функції здійснення державного нагляду (контролю) у сфері туризму та курортів.

Ліквідувати: Державне агентство України з туризму та курортів, поклавши його функції на Міністерство економічного розвитку і торгівлі України (крім здійснення державного нагляду (контролю) у сфері туризму та курортів.

Как свидетельствует из обнародованного постановления, функции Госагентства, которое  с 2011 года являлось подразделением Министерства инфраструктуры, переданы двум ведомствам: Госслужбе по защите прав потребителей и Минэкономики. 

Прошел месяц с дня опубликования документа, а страсти по поводу ликвидации регулятора и координатора в туризме не утихают. Что не удивительно: решение было принято волевым путем и, мягко говоря, не является оптимальным вариантом. А если пренебречь политкорректностью и называть вещи своими именами, то действие в отношении туротрасли под названием «оптимизация системы центральных органов исполнительной власти» – не что иное, как антитуристическая операция в Украине. На днях в Минэкономики, куда  передан центральный исполнительный орган в сфере туризма, состоялось рабочее заседание с представителями Госкомтура по вопросу функций. Их хотят делегировать департаментам упомянутого министерства. Например, вопросами упорядочения законодательства в туристической деятельности будет заниматься департамент государственного управления, организацией мероприятий для улучшения инвестиционного климата в сфере туризма и гостеприимства – департамент инвестиционной политики, категоризацией средств размещения и общепита – департамент экономической стратегии и т. д. Если Госагентство по туризму и курортам «распылят» в недрах Минэкономики, это будет означать, что цели государства на развитие туризма исчезли полностью. Нет отдельного органа – нет и полномочий. Отрасль, в которой работает около миллиона человек, занятых в отельной и транспортной сферах, в турагентствах и туроператорских компаниях внутреннего, въездного и выездного туризма, гиды и т.д., рискует остаться неуправляемой.  Нормальное положение вещей, когда государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму, отдельные департаменты  в составе министерств или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики.

Как ни парадоксально, но ситуациия, когда при проведении административной реформы «с водой выплеснули и ребенка» является закономерным финалом государственной политики в области туризма. Статья 6 «Закона о туризме» говорит: «Государство провозглашает туризм одним из приоритетных направлений развития экономики и культуры и создает условия для туристической деятельности». На самом деле туристический сектор страны, который является не дотационным, а бюджетообразующим для экономики страны, поддержкой государства не избалован. Наоборот. Участникам туристического рынка приходится вести бесконечную войну с «покращенням», насаждаемым хозяевами депутатских и чиновничьих кабинетов. Представьте: за 20 с лишним лет существования «незалежної» состоялось 9 реорганизаций органа исполнительной власти в сфере туризма. И с каждой она опускалась все ниже и ниже. В 2011 г. полномочия по координации деятельности Гостуризмкурортов были переданы Министерству инфраструктуры, вход в которое в прямом и переносном смыслах — по пропускам. Отсутствие стратегии развития туризма и продвижения Украины на внешнем рынке, дефицит информации, неспособность и нежелание  решать насущные вопросы деятельности туротрасли — таков итог пребывания Гостуризмкурортов в составе Мининфраструктуры. Под стать хаотичному перебрасыванию из одного министерства в другое было и бюджетное финансирование, о чем красноречиво свидетельствует размер финансовой помощи, оказываемой туризму со стороны государства.

Динамика расходов на финансовую поддержку развития туризма из государственного бюджета Украины в 2003-2011 гг.

Как видно из диаграммы, пик поддержки приходится на  2004, 2007 и 2008 годы. В 2008-м Украина была последний раз представлена на Международной туристской выставке в Барселоне единым стендом. В 2009-м участие в престижных форумах Украины прекратилось. Что  не удивительно: финансирование уменьшилось в 12 раз. Государство бедное? Кризис виноват? Приведем для сравнения  динамику финансовой поддержки санаторно-курортных учреждений Управления делами Верховной Рады Украины, Государственного управления делами.

2012 г.
2 437,1 тыс. грн.

2013 г.
1 935,6 тыс. грн.

2014 г.
457,0 тыс. грн.

Что же мы наблюдаем? Величина финансирования туризма за счет средств Государственного бюджета в 2003-2011 гг. имеет большую амплитуду колебаний значений: от нуля в 2006 г. до 20297 тыс. грн. в 2007-2008 гг. и от 2857,8 тыс. грн.

в 2011 г. до 30137,5 тыс. грн. в 2008 г., что свидетельствует о непоследовательности государственных решений в области финансирования туризма. А господдержка санаториев ВР и администрации президента была не просто стабильно высокой, она увеличивалась. Даже в самые лучшие годы сумма финансовой поддержки развития туризма из государственного бюджета Украины в 1616 раз (!) меньше суммы финансовой поддержки санаторно-курортных учреждений Управления делами Верховной Рады Украины и Госуправления делами при президенте. Вот такая «забота», достигшая своего апогея за последние три года — с 30 миллионов до меньше полумиллиона гривен. С учетом инфляции финансовое обеспечение упало «ниже плинтуса».

Неудивительно, что в рейтинге конкурентоспособности страны в сфере туризма 162-го Всемирного экономического форума за 2013 г. Украина занимает только 76 место среди 140 стран. В частности, по показателю «бюджетные затраты на туризм» заняла 38 место, а по показателю «приоритетность туризма для правительства» только 126 место. При этом следует учитывать, что не все заявленные бюджетные средства были получены.  Бывало, что миллион подменялся 40 тыс. Такая, с позволения сказать, денежная подпитка не идёт ни в какое сравнение со средствами, выделяемыми на развитие туризма в других странах. Например, бюджет министерства туризма Турции в 2005 составил $60 млн. против 6 млн. гривен в Украине. А совокупный годовой бюджет на рекламно-информационную кампанию Турции  в 2010 году вырос до отметки $130 млн. И это без учета средств на проведение выставок!

Приведенные выкладки объясняют, почему Украина туристическая на карте мира до сих пор остается «терра инкогнита». Значительный всплеск интереса к нашей стране наблюдался перед началом Евро-2012, но  после чемпионата о ней забыли. В умах иностранцев наша страна до сих пор ассоциируется с Кличко, женщиной с косой и голодомором. Теперь к последней опции добавилась война. Украина вызывает жалость, а не желание ее посетить. И  на этом фоне вместо реанимационных мероприятий по выведению больной туротрасли из комы, ее добивают! В то время как уже сейчас с помощью туриндустрии можно объединять страну, стимулируя внутренний турпоток; создавать ее внешний имидж, новые потребительские рынки для украинских товаров; вводить европейские стандарты и многое другое. Это огромный пласт работы, в том числе нормотворческой, которую в отсутствие профильного министерства проделать сложно.

В мире нет опыта, где туротрасль развилась бы сама, без государственной поддержки. Центральные органы исполнительной власти в области туризма имеют более 160 государств мира. Каким-то образом Болгария, провозгласившая для себя приоритетность туризма и имеющая круглогодичные курорты, без него обходилась. До поры до времени.  В сентябре нынешнего года предприниматели туристической сферы «Союз собственников – Солнечный берег» перекрыли дорогу с категорическим требованием к государству взять на себя ответственность в решении проблем сектора. 

И работа по созданию соответствующей структуры уже началась: подавляющее большинство политических сил признало необходимость создания Министерства туризма.

Чем выше статус центрального органа, соответственно, выше статус туризма. Это аксиома. По большому счету, Украине нужен не Департамент, не Госагентство, а Министерство, в названии которого присутствовало бы слово «туризм». Например, Министерство культуры и туризма. 21 страна мира имеет успешный опыт объединения культуры и туризма. В том числе Турция, ставшая образцом в продвижении своих курортов и различных видов туризма на внутренний и внешний рынок. Или Министерство экономики, торговли и туризма. Ведь никто не против вхождения Гостуризмкурортов в состав Минэкономразвития. Наоборот, большинство участников туристического форума ассоциаций и объединений туристско-курортной индустрии и другие занятые в туризме  специалисты со всех уголков Украины, создавшие ТурСовет и группу  в facebook, находят существование такой модели управления туризмом удачным, подчеркивающим европейский выбор Украины. Украинская туриндустрия – это индустрия будущего. Скорого будущего. Неотвратимого будущего.

И чтобы оно состоялось, руководство таким огромным ресурсным потенциалом и комплексом должно осуществляться централизованно, посредством отдельного органа туристической власти. И никакие резоны типа «казна пуста, сэкономим на госчиновниках от туризма» не могут быть основополагающими. Стоит иметь в виду, что в странах Евросоюза туристическая отрасль является одной из бюджетообразующих, и Украина может составить им компанию. Во всяком случае, треть регионов страны уже сейчас может похвастаться серьезными поступлениями от туристической деятельности. Да, сейчас в нашей стране тяжелая экономическая и политическая ситуация. Сокращается производство, закрываются предприятия, увольняются или отправляются в неоплачиваемые отпуска тысячи рабочих и служащих. Но в этих условиях развитие внутреннего и въездного туризма может стать одним из факторов, который постепенно избавит Украину от экономического коллапса. Именно в туристической отрасли легче всего создавать новые рабочие места, предлагая конкурентоспособный турпродукт.

Главной задачей центрального органа Украины в сфере туризма и курортов на данном этапе  должны стать переход на европейские стандарты туристического обслуживания и содействие внедрению модели управления отраслью на основе самоорганизации субъектов туристического рынка (европейский подход). Он подразумевает практику взаимодействия туротрасли с государством. Именно общественная инициатива, прообразом которой стал ТурСовет Украины, призвана разрабатывать и утверждать стратегии в туризме и коллегиально решать ряд насущных для турбизнеса и путешественников вопросов. А роль государственного органа состоит в исполнении таких стратегий, законодательном их сопровождении, поддержке и продвижении. У страны есть великолепная возможность сломать старые стереотипы руководства туризмом, и впервые за 23 года построить новую модель сотрудничества правительства и предпринимателей. Но для этого в первую очередь необходим руководящий государственный орган в области туризма, способный самостоятельно принимать решения на всех уровнях, обладающий достаточным бюджетом, состоящий из профессионалов, а не клерков, дремлющих в ожидании бумаг «до виконання».
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.